На выставке в Горках рассказали о судьбе и вкусах Зинаиды Морозовой

На выставке в Горках рассказали о судьбе и вкусах Зинаиды Морозовой

Ленину досталась ее усадьба

На выставке «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» куда ни глянь — везде цветы и пальмы: на картинах, посуде, мебели, платьях, обоях. От эдакой концентрации растительной красоты (более 400 экспонатов) хочется зажмуриться, чтобы не стало дурно. Выставка, представленная в южном корпусе музея-заповедника «Горки Ленинские», рассказывает о судьбе и вкусах Зинаиды Морозовой. Именно вдова миллионера и коллекционера, работами из собрания которого ныне гордятся Эрмитаж и Пушкинский музей, сделала Горки такими, какими мы их видим сегодня. Этот волшебный «девочкин» мир унаследовал вождь мирового пролетариата и ничего здесь не менял. Ленин умирал в зефирной роскоши, созданной «Барби» Серебряного века. Странное дело: эти, казалось бы, райские кущи отразили роковую судьбу обоих обитателей усадьбы.

Ленину досталась ее усадьба

Горки в розах и пальмах

Фото: Мария Москвичева

История усадьбы Горки насчитывает не одно столетие, но самые ее известные владельцы жили здесь в начале ХХ века — на переломе эпох. Ленинским имение, стоящее на холмах, называется благодаря его знаменитому обитателю — Владимиру Ильичу. В подмосковной усадьбе он впервые оказался в 1918 году, когда восстанавливался после покушения Фанни Каплан. Ранение ему посоветовали подлечить в санатории, в который превратили после революции имение Зинаиды Морозовой. Ленину тут понравилось, во многом потому, что там был телефон, но и само место, наполненное зеленью и тишиной, пришлось по вкусу. После 1918-го года он часто бывал там, а когда здоровье стало ухудшаться, переехал на постоянку и строго-настрого запретил менять что-либо в усадьбе. Единственное нововведение — это перила, которые помогали Ленину подниматься на второй этаж главного дома. Основатель СССР жил здесь с семьей — женой Надеждой Крупской, сестрой Марией и братом Дмитрием. Кстати, последним жителем был именно он — не хотел съезжать, как ни уговаривали, и умер в Горках в 1943 году, после чего музей сразу превратили в мемориальный музей. Любопытная деталь: в советское время мебель в главном доме, где провел последние годы и скончался Ленин, была закрыта белыми простынями, отчего казалось, что дом наполнен призраками. Однако это сделали не для сохранности, а потому, что цветочные интерьеры в стиле рококо мало вязались с фигурой вождя мирового пролетариата. Негоже Ленину умирать в цветочках. Но именно так и случилось.

Мебель Морозовой

Фото: Мария Москвичева

Выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой» проливает свет на многие исторические моменты, которые прежде не афишировали. Горки Ленинские многие годы воспринимались именно через фигуру Владимира Ильича, но судьба создательницы усадьбы не менее драматична. Нынешняя выставка — первый большой рассказ о Зинаиде Морозовой, чья судьба достойна экранизации.

Историческое погружение начинается еще на улице, где перед главным домом высажены разные виды роз, которые больше ста лет назад Зинаида Григорьевна выращивала в своем имении. Делала она это не только для красоты, на территории было несколько оранжерей, где разводили цветы на продажу — Морозова поставляла их в 22 магазина Москвы. В деньгах она не нуждалась, но хотела проявить себя как бизнес-леди, и у нее получилось. Впрочем, только на первый взгляд у одной из самых богатых женщин своего времени было все хорошо. Первый этаж выставки рассказывает о ее непростой, но яркой судьбе.

Cавва Морозов под пальмами за несколько часов до смерти

Фото: Мария Москвичева

Зинаида Зимина родилась в купеческой семье старообрядцев и рано вышла замуж, правда, брак с купцом и старообрядцем Сергеем Морозовым не был долгим. Во время венчания с первым мужем она познакомилась со вторым — Саввой Морозовым, который приходился Сергею двоюродным дядей. Вскоре между ними завязались отношения. Спустя два года Зинаида развелась, но жениться на ней Савва не решался, потому как у старообрядцев браки с разведенными были не в чести. Когда Зинаида забеременела, выхода уже не оставалось. Скандал был нешуточный и далеко не последний в жизни Морозовой. Савва Тимофеевич не жалел денег на образование и наряды жены, которая любила блеснуть в обществе. Однажды она надела платье, шлейф которого был длиннее шлейфа императрицы Александры Федоровны, что вызвало большой скандал. Однако со временем разница в характерах и темпераментах супругов проявлялась все сильнее, а потом Савва Тимофеевич и вовсе увлекся актрисой Марией Андреевой, ушел от беременной жены, но любовница в итоге предпочла Максима Горького. Морозов вернулся к супруге с расшатанными нервами: поползли слухи о его сумасшествии. В 1905 году Зинаида повезла супруга в Канны — подлечиться. На выставке есть фотография, сделанная около дорогого отеля, где они остановились. Савва Тимофеевич стоит под пальмами. Этот снимок сделала Зинаида, еще не зная, что через несколько часов станет вдовой. Вечером того же дня тело Саввы Морозова было найдено в номере отеля, что на фото его за спиной. То ли он сам застрелился, то ли его убили большевики, инсценировав самоубийство, — загадка по сей день. На похоронах Морозова собралось около 15 тысяч человек, цветов принесли море. На фотографии, представленной на выставке, мы видим Зинаиду Морозову в трауре, за ее спиной — огромные букеты. Как вспоминал ее внук, на похоронах мужа ее раздражали два венка: один из белых лилий с надписью от Максима Горького и Марии Андреевой, а второй — с большим крестом из красных роз — от общества помощи политическим заключенным. Цветы — символ красоты и изящества — здесь напоминают о смерти. Пальмы — символ мученичества и вечной жизни — тоже несут в себе тревожный нарратив. В этот момент Зинаиде Морозовой 37 лет, у нее четверо детей. Она унаследовала огромное состояние.

Софья Багдасарова рассказывает о выставке

Фото: Мария Москвичева

После похорон Морозова продает готический особняк на Спиридоновке, который муж построил якобы для нее. В новой жизни в купленных ей Горках не будет и намека на готику. «Ее мир был совсем другим: это мир куклы Барби до изобретения куклы Барби», — комментирует куратор выставки Софья Багдасарова. В этом новом мире у нее не только новый дом, но и новый муж — московский градоначальник, генерал-майор Анатолий Рейнбот, фантастически похожий на покойного супруга (на совместном фото они опять же под пальмами). Морозова получает желанный статус дворянки, а Рейнбот решает свои финансовые проблемы. В 1909 году она перестраивает Горки — проект сделал архитектор Федор Шехтель, который строил и особняк на Спиридоновке. Здесь она пытается построить личный рай, которому скоро суждено рухнуть.

Анатолий Рейнбот и Зинаида Попова под пальмами

Фото: Мария Москвичева

В этом девичьем мире все в цветах, пальмах, павлинах, пчелках. Вот розовые кресла с цветочным декором, которые стояли в ее доме. Вот вышивка с пастушками, которой миллионерша занимала досуг. Вот дорогие духи, опять же в цветочном флаконе, роскошный фарфор, кремовое платье, расшитое растительными узорами.

Духи Зинаиды Морозовой и предметы с цветочным декором того времени

Фото: Мария Москвичева

Немного вещей сохранилось непосредственно от Морозовой, поэтому Софье Багдасаровой пришлось фантазировать и привлечь на выставку предметы, которые вписываются в ее вкусовые предпочтения и общую стилистику рококо и модерна, который нравился владелице Горок. Но чем дальше мы путешествуем по этому царству райского дурновкусия, тем чаще замечаем сгущающиеся над ним облачка, грядущий надлом и симптомы распада.

Картина Юрия Васнецова

Фото: Мария Москвичева

Так, на первом этаже выставки мы находим портрет дворянки кисти советского художника Юрия Васнецова. Это не Морозова (ее живописных портретов не сохранилось), а дама из Серебряного века, которой могла быть и Зинаида Григорьевна, если бы ее писал советский художник. Лицо женщины почти стерто, а роскошные интерьеры за спиной словно пропитаны разъедающим грибком. На втором этаже мы найдем сорняки, которые появляются среди традиционных благородных цветов, что использовали для декорирования интерьеров и одежды. Есть что-то тревожное и в вышитых на шторах пчелах (их увеличенные в разы изображения украсили отдельную комнату, где можно посидеть на лавочках и подумать о прошлом и настоящем) — Наполеон выбрал этот символ для своей империи. Самый красноречивый — финальный экспонат: перед нами серия в духе Энди Уорхола — разноцветные цветы и черепа художницы Марии Кочетковой. На выставке впервые удалось собрать серию из восьми эстампов воедино.

Цветочный фарфор

Фото: Мария Москвичева

Кажется, Зинаида Морозова заполняла свой мир цветами, чтобы скрыться от личных проблем, оградиться от мыслей о надвигающемся крахе привычного мироустройства. Мир, где так важны балы и длина шлейфа платья, где женщина может целыми днями вышивать, вдыхая аромат роз, сидя под пальмами, умер очень скоро. Да и личное счастье Морозовой было отнюдь не безоблачным. Вскоре после свадьбы Рейнбот был уволен с должности градоначальника за взятки, в 1911 году снова обвинен хищениях, и снова богатая жена замяла дело. В 1916-м они расстались, спустя два года он был расстрелян. Революция оставила Морозову без любимого имения и средств к существованию. Она была вынуждена продавать оставшиеся у нее вещи, чтобы прокормиться. Помог ей Немирович-Данченко, памятуя о жертвованиях в пользу основанного им Московского художественного театра. Морозовой было суждено пережить двоих своих детей: старшего, Тимофея, расстреляли в 1921-м, дочь Мария сошла с ума и, говорят, утопилась в пруду. Елену спасла эмиграция, но и ее век был недолгим, младший Савва неоднократно был репрессирован, но прожил дольше остальных и упокоился рядом с матерью на Рогожском старообрядческом кладбище. Но имение Горки, которое так старательно обустраивала Зинаида Григорьевна, сохранилось почти нетронутым. Словно памятник прошлой великосветской жизни, над которой в эпоху Серебряного века уже навис неотвратимый конец. Ленин, благодаря которому сохранился этот островок вычурного «рая», тоже переживал здесь удары судьбы: не только болезнь, но и разочарование в соратниках и идеях. Незадолго до смерти он говорит: «Переменить психологию людей, навыки их вековой жизни нельзя. Можно попробовать загнать население в новый строй силой, но вопрос еще, сохранили бы мы власть в этой всероссийской мясорубке»…

Источник: mk.ru

Похожие записи