10 дней до суда: CAS готовится к рассмотрению скандального дела Валиевой

10 дней до суда: CAS готовится к рассмотрению скандального дела Валиевой

Допинговый скандал Пекина-2022: оправдает или казнит

Камила Валиева на первый официальный прокат в сезоне, пусть еще и не соревновательный, вышла в красном платье. Под песню I See Red (саундтрек к эротическому триллеру «365 дней») она словно напомнила: я же говорила, что платье с капюшоном, который в конце программы закрывал лицо в прошлом сезоне, отправляется в сундук. Это – другая Камила.

Фото: fsrussia.ru

И, конечно, дело вовсе не в эротике. По крайней мере, для нее. Сама Камила дает сегодня новой короткой программе такую характеристику: «Просто блюз и все». И поясняет: хочу, чтобы катание было пластично, красиво и не выглядело вульгарно.

Цель достигнута. И, даже будучи не в форме (а середина сентября – еще не то время, чтобы блистать всем техническим контентом, сезон впереди длинный), Валиева показала в Москве что хотела. И все увидели: лед ей во взаимном уважении, несмотря на то «что годы идут», как принято говорить про женское одиночное катание уже в 17 лет, не просто не отказывает, он ее все так же, как и раньше, любит.

Да, есть сложности. Некоторые возникли непосредственно перед контрольными прокатами членов сборной. В середине августа врачи обнаружили у фигуристки разрыв сетчатки глаза, провели две лазерные процедуры. Пришлось делать перерыв в подготовке. Снова на лед Камила вышла лишь за 10 дней до контрольных прокатов. Получается, за неделю успела вернуть в рабочую форму все тройные прыжки. И в «красном» образе произвела яркое впечатление. А потом и не в красном. Черная пантера из произвольной программы – это она же, Камила. Шикарная и неповторимая.

***

…Скоро суд. И самый спортивный суд в мире – CAS – уже определился с расписанием: 26 сентября заслушают фактических свидетелей, 27 сентября вызовут экспертов, на следующий день – заключительные слова скажут все стороны. Если что-то пойдет сложнее, чем предполагается, то есть еще резервный день – 29 сентября.

А после слушаний панель подготовит вердикт, но «на данный момент обозначить сроки его вынесения решения невозможно». Вердикт будет окончательным и обязательным к исполнению, у сторон будет право в течение 30 дней подать «апелляцию в Федеральный трибунал Швейцарии по ограниченным процессуальным основаниям». То есть, если нарушения по ходу процесса были, их можно оспорить. Но только их.   

К суду Камила Валиева внешне подходит не загруженной. (Видим, как работает, выступает, общается с фанатами, смеется на льду, споткнувшись и буквально повиснув на бортике в метре от Татьяны Тарасовой). Остается собой, привычной. Любовь народную, весь прошлый год сражаясь с воспоминаниями и страхами на глазах у трибун, она не потеряла. И даже приобрела более сильную.

А часть мира, ожидая решения суда, вообще видит ее в красном. Но совсем не в фантазийном эротическом плане. Это часть жаждет ее крови, вынеся свой приговор в деле уже давно.

Наверное, можно понять тех же американских фигуристов, которые, как и все медалисты командного турнира Олимпийских игр в Пекине-2022, до сих пор не получили награды и даже пребывают в сомнениях, какого итогового цвета они будут. Но нельзя выбросить из памяти, как и они тоже хлопали Камиле после выступления – стоя.

Как и отделаться от мысли: так все же нет в спортивном мире никакой солидарности сильнейших? И все это просто придуманная романтика? Раз какие-то минимальные значения триметазидина (лекарство для лечения проблем с сердцем) могут так перевернуть отношение к лидеру. Причем – в профессиональной среде, понимающей, откуда берется на льду красота и сколько таланта и пахоты за этим стоит. Но все равно отказывающей в подушке безопасности при несчастном случае.

На суд американцев, несмотря на их просьбы – хотим там быть, чтобы сделать историю разбирательств более прозрачной – не пустили. На месте судейских можно было бы на такой посыл и обидеться. В пресс-релизе CAS говорится, что все стороны процесса – сама Камила, Российское антидопинговое агентство, Международный союз конькобежцев, Всемирное антидопинговое агентство – захотели оставить слушания закрытыми. Хоть в чем-то сработали дружно. 

***

WADA, ISU и РУСАДА требуют от CAS отменить решение дисциплинарного антидопингового агентства РУСАДА об отсутствии в действиях Валиевой вины или халатности, в связи с чем ее никак не наказали, кроме аннулирования золота чемпионата России.

WADA, кровожадно и невзирая на статус «защищенного лица» (Валиевой было на Играх 15 лет), на мизерную дозу обнаруженного препарата в допинг-тесте, требует от CAS четырехлетней дисквалификации спортсменки с аннулированием всех результатов (начиная с 25 декабря 2021 года). То есть того дня чемпионата России, когда и была взята проба.

ISU, несмотря на первоначальную информацию, что выступает за бан Валиевой «на срок по усмотрению CAS», теперь хочет наказать спортсменку на четыре или два года дисквалификации, начиная с 25 декабря 2021 года. И тоже с аннулированием результатов.

РУСАДА неожиданно для всех пошло в CAS для отмены решения ДАК РУСАДА и признания, что спортсменка нарушила антидопинговые правила. Но настаивает, что ее наказание может включать в себя или ограничиваться предупреждением.

А вот сама Камила – и тут, похоже, нам, простым смертным, не искушенным в юридических тонкостях, вообще не разобраться, хорошо ли озвученное или плохо, будет отстаивать вот что. (Первая реакция: сомнение, что кто-то из сопереживающих хотел бы услышать именно такой вариант требований.)

Процитируем заявление пресс-релиза суда: «Валиева требует от CAS решения о том, что он не обладает юрисдикцией в отношении претензий WADA, ISU и РУСАДА, поскольку допинговое нарушение не доказано, и результат на чемпионате России должен быть восстановлен. В качестве альтернативы она требует решения, что не несет никакой вины или халатности или, что еще более важно, нарушение не было преднамеренным, поэтому период дисквалификации должен составлять не более двух лет и никакие результаты не могут быть аннулированы».

Некоторые свидетели и эксперты выступят в процессе заседания по видеосвязи. Камила – именно таким образом. Спортивный арбитражный суд с самого начала из-за ажиотажа вокруг дела вроде не хотел огласки: не называл имена выбранных судей. Но все же решил карты зачем-то приоткрыть.

Панель CAS состоит из трех человек. ISU и WADA выдвинули американца Джеффри Мишкина, сама Камила – француза Матье Мезоннева. РУСАДА, которое и истец в одной процедуре, и ответчик еще в двух, не стал участвовать в выборе судей. Президент панели был назначен самим CAS, как и положено по кодексу суда: это Джеймс Дрейк, представляющий Великобританию и Австралию.

Представлять эту тройку избранных как спасителей чести нашего фигурного катания или настоящее похоронное бюро для него же – дело пустое. Букет из Америки, Франции и Великобритании звучит в свете сегодняшних реалий, конечно, не очень оптимистично. Но, хочется верить, что у суда есть и остались свои вечные законы.

Да и в панель CAS, которая приняла решение в пользу Валиевой на Олимпиаде еще в самом Пекине, кстати, тоже входил американский арбитр. Тогда после оглашения результатов пробы на фигуристку после командного турнира было наложено временное отстранение. Спустя сутки ДАК РУСАДА его отменил, что давало допуск к личному турниру. WADA, ISU и МОК решение опротестовали, а выездная панель CAS (американец, итальянец и словенский арбитр) разрешили Камиле выступить.

Да, гадать, чем дело закончится практически через неделю, в таком щекотливом вопросе, да еще прозвучавшем и продолжающем звучать столь мощно на весь мир, бессмысленно. Но все же опираемся на то, что специалисты допускают: решение об аннулировании результатов будет в пользу Валиевой. Говорят, есть такой «принцип справедливости». И оценке по нему подлежит и концентрация запрещенного препарата, и были ли чистые пробы, и влияла ли эта концентрация на результат…

Сама Валиева говорит сегодня: Камила в 13 лет и нынешняя, 17-летняя, – два разных человека. Она не шарахается от темы, преследующей болевым шоком (и не только ее) все это время после Олимпийских игр. «События, которые случились со мной, сделали меня осознаннее, взрослее. Они перевернули мою жизнь». И думает о будущем, говорит: вот, если бы были такие мини-курсы «Попробуй жизнь», то можно было попробовать себя в разных сферах и решить, где хочется реализоваться.

…А со стороны кажется, что она уже может и преподавать на таких курсах. Тема: как преодолеть непреодолимое.

Источник

Похожие записи